Как решать конфликты между детьми

5 способов уладить конфликты между детьми

Да, дети ссорятся из-за книжек и игрушек, сердятся, толкаются, бьют и кусают друг друга.
Разногласия бывают между всеми.
Но лишь от взрослого зависит, как на это поведение реагировать.
Ниже несколько способов, которые помjгают уладить конфликты между детьми.⠀

1."СПОРТИВНЫЙ РЕПОРТАЖ"
Когда общение между детьми становится напряжённым, то начинайте «спортивную трансляцию» — нейтральные комментарии глазами наблюдателя. Как спортивный репортёр на соревнованиях, безоценочно описываем ситуацию и помогаем всем увидеть, что происходит. При помощи этого приёма называются эмоции всех участников конфликта.

«Спортивное вещание» - этот метод предлагает организация RIE (Resources for Infant Educarers), для общения с детьми, когда они расстроены или ссорятся. Он прекрасно совместим с образом жизни по Монтессори.
Такой подход действительно даёт детям возможность самостоятельно обдумать проблему и попытаться разрешить конфликт. 

2."БЛОКИРОВКА"
Приём «спортивного вещания» работает для разрешения небольшой проблемы. Но иногда дети начинают драться. Задача в том, чтобы просто спокойно заблокировать ребёнка, который пытается ударить другого. Роль взрослого не в том, чтобы развести детей в разные стороны, а в том, чтобы приблизиться к ним и спокойно помешать одному причинить боль другому. Не принимая чью-то сторону и не давая оценку эмоциям. Просто физически защищать каждого из детей.

Стоит продолжать это до тех пор, пока ситуация не будет исчерпана.
Такой подход даёт возможность никого из детей не уводить в другую комнату, и каждый получает шанс прийти к разрешению спора. 

3."ОХРАНА ТРУДА"
Ещё одно обстоятельство, когда стоит физически блокировать одного из детей — это когда другой ребёнок находится в глубокой концентрации. Многим это знакомо: один спокойно занимается, а другой подходит и мешает. Первый расстроен, может рассердиться или бросить свою работу.
Всем от этого плохо. 
Поэтому опускаемся на уровень того, кто хочет помешать, и предлагаем ему занятие.
Да, это изнурительно, но оно помогает установить границы.

Не защищать того, кто младше, или того, кто ещё не говорит, или по другим подобным причинам — только того, кто находится в глубокой концентрации. Главное, сохранить нейтралитет и спокойствие. Дети часто мешают другим не преднамеренно, им просто надо показать, что так делать не надо.
Такой подход помогает каждому научиться ждать, пока другой работает, и понимать, что им должны предоставить право спокойно работать.

4."НАБЛЮДАЮ, УДОВЛЕТВОРЯЮ ПОТРЕБНОСТИ"
Когда дети ссорятся, начинаем внимательнее наблюдать. Почти всегда через ссору дети или один из них высказывают более глубокие потребности или интересы. Поэтому надо смотреть глубже:

Может, ребёнку нужно больше общения со взрослым?
Или не хватает какого-то вида работ?
Может, сейчас ему требуется нужен отдых, перекус или побыть в тихом месте?

При появлении конфликта очень важно задумываться о причинах. Почему они происходят? И если внимательно посмотреть, даже тогда, когда напряжение не очевидно, то становится понятно в чём причина. Поэтому так важно, найти время, чтобы наблюдать. Наблюдать не только когда назревает конфликт, но и в мирное время.
Наблюдение — мощный инструмент для Монтессори родителя.


5."УТЕШАЮ И ОБСУЖДАЮ"
Даже если всё делать правильно, ссоры всё же случаются, и кто-нибудь может пострадать.
Поэтому, когда кому-то сделали больно, его надо успокоить, обнять и признать чувства.

Когда кому-то больно:
-не обвинять,
-не наказывать,
-не читать нотации,
-не заставлять извиниться,
-не попытаюсь решить проблему, которая привела к агрессии.

Разбирать произошедшее с ребёнком, который затеял драку можно и нужно позже. Просто не делать этого в данный момент. Эмоции, как правило, зашкаливают, поэтому это не лучший момент для обсуждения.

В зависимости от возраста ребёнка обсуждение выглядит по-разному. Со старшими лучше сесть и поговорить о том, как справиться с конфликтом и найти решение вместе, а дошкольнику может понадобиться чёткое объяснение и ролевая игра. С малышами нужно изменить своё поведение: предоставлять меньше выбора и показывать на своём примере хорошее поведение. Ведь для тоддлера рассердиться — это обычное дело, и не стоит думать, что этого не будет.

ВАЖНО! Иногда надо дать детям попробовать научиться самостоятельно решать конфликты, когда они в безопасности, в кругу семьи. Иначе как они смогут сделать это в реальном мире?

Когда НЕ стоит вмешиваться:

  1. Если каждый из детей физически в безопасности.
  2. Эмоции не слишком сильны — из-за самих разногласий, либо из-за события, предшествовавшего им.
  3. Когда каждый может сообщить о своих потребностях и желаниях на примерно одинаковом уровне.

Если эти три пункта соблюдены, дайте детям шанс разобраться самим. Можно быть рядом, слушать и быть в готовности в любой момент начать «спортивную трансляцию». Но сначала предоставить им возможность прийти к решению самостоятельно. А задача взрослого в том, чтобы изменить свои ожидания и сделать всё возможное, чтобы никто физически не пострадал.

(с) Николь Кавано, Перевела Мария Петренко