г. Днепр
5 способов уладить конфликты между детьми
⠀
Да, дети ссорятся из-за книжек и игрушек, сердятся, толкаются, бьют и кусают друг друга.
Разногласия бывают между всеми.
Но лишь от взрослого зависит, как на это поведение реагировать.
Ниже несколько способов, которые помагают уладить конфликты между детьми.⠀
1."СПОРТИВНЫЙ РЕПОРТАЖ"
Когда общение между детьми становится напряжённым, то начинайте «спортивную трансляцию» — нейтральные комментарии глазами наблюдателя. Как спортивный репортёр на соревнованиях, безоценочно описываем ситуацию и помогаем всем увидеть, что происходит. При помощи этого приёма называются эмоции всех участников конфликта.
⠀
«Спортивное вещание» - этот метод предлагает организация RIE (Resources for Infant Educarers), для общения с детьми, когда они расстроены или ссорятся. Он прекрасно совместим с образом жизни по Монтессори.
Такой подход действительно даёт детям возможность самостоятельно обдумать проблему и попытаться разрешить конфликт.
⠀
2."БЛОКИРОВКА"
Приём «спортивного вещания» работает для разрешения небольшой проблемы. Но иногда дети начинают драться. Задача в том, чтобы просто спокойно заблокировать ребёнка, который пытается ударить другого. Роль взрослого не в том, чтобы развести детей в разные стороны, а в том, чтобы приблизиться к ним и спокойно помешать одному причинить боль другому. Не принимая чью-то сторону и не давая оценку эмоциям. Просто физически защищать каждого из детей.
Стоит продолжать это до тех пор, пока ситуация не будет исчерпана.
Такой подход даёт возможность никого из детей не уводить в другую комнату, и каждый получает шанс прийти к разрешению спора.
⠀
3."ОХРАНА ТРУДА"
Ещё одно обстоятельство, когда стоит физически блокировать одного из детей — это когда другой ребёнок находится в глубокой концентрации. Многим это знакомо: один спокойно занимается, а другой подходит и мешает. Первый расстроен, может рассердиться или бросить свою работу.
Всем от этого плохо.
Поэтому опускаемся на уровень того, кто хочет помешать, и предлагаем ему занятие.
Да, это изнурительно, но оно помогает установить границы.
Не защищать того, кто младше, или того, кто ещё не говорит, или по другим подобным причинам — только того, кто находится в глубокой концентрации. Главное, сохранить нейтралитет и спокойствие. Дети часто мешают другим не преднамеренно, им просто надо показать, что так делать не надо.
Такой подход помогает каждому научиться ждать, пока другой работает, и понимать, что им должны предоставить право спокойно работать.
⠀
4."НАБЛЮДАЮ, УДОВЛЕТВОРЯЮ ПОТРЕБНОСТИ"
Когда дети ссорятся, начинаем внимательнее наблюдать. Почти всегда через ссору дети или один из них высказывают более глубокие потребности или интересы. Поэтому надо смотреть глубже:
Может, ребёнку нужно больше общения со взрослым?
Или не хватает какого-то вида работ?
Может, сейчас ему требуется нужен отдых, перекус или побыть в тихом месте?
При появлении конфликта очень важно задумываться о причинах. Почему они происходят? И если внимательно посмотреть, даже тогда, когда напряжение не очевидно, то становится понятно в чём причина. Поэтому так важно, найти время, чтобы наблюдать. Наблюдать не только когда назревает конфликт, но и в мирное время.
Наблюдение — мощный инструмент для Монтессори родителя.
⠀
5."УТЕШАЮ И ОБСУЖДАЮ"
Даже если всё делать правильно, ссоры всё же случаются, и кто-нибудь может пострадать.
Поэтому, когда кому-то сделали больно, его надо успокоить, обнять и признать чувства.
Когда кому-то больно:
-не обвинять,
-не наказывать,
-не читать нотации,
-не заставлять извиниться,
-не попытаюсь решить проблему, которая привела к агрессии.
Разбирать произошедшее с ребёнком, который затеял драку можно и нужно позже. Просто не делать этого в данный момент. Эмоции, как правило, зашкаливают, поэтому это не лучший момент для обсуждения.
В зависимости от возраста ребёнка обсуждение выглядит по-разному. Со старшими лучше сесть и поговорить о том, как справиться с конфликтом и найти решение вместе, а дошкольнику может понадобиться чёткое объяснение и ролевая игра. С малышами нужно изменить своё поведение: предоставлять меньше выбора и показывать на своём примере хорошее поведение. Ведь для тоддлера рассердиться — это обычное дело, и не стоит думать, что этого не будет.
ВАЖНО! Иногда надо дать детям попробовать научиться самостоятельно решать конфликты, когда они в безопасности, в кругу семьи. Иначе как они смогут сделать это в реальном мире?
Когда НЕ стоит вмешиваться:
- Если каждый из детей физически в безопасности.
- Эмоции не слишком сильны — из-за самих разногласий, либо из-за события, предшествовавшего им.
- Когда каждый может сообщить о своих потребностях и желаниях на примерно одинаковом уровне.
Если эти три пункта соблюдены, дайте детям шанс разобраться самим. Можно быть рядом, слушать и быть в готовности в любой момент начать «спортивную трансляцию». Но сначала предоставить им возможность прийти к решению самостоятельно. А задача взрослого в том, чтобы изменить свои ожидания и сделать всё возможное, чтобы никто физически не пострадал.
(с) Николь Кавано, Перевела Мария Петренко