Company Logo

Расширения для Joomla

От имени ребенка (от 3 до 6 лет)

РУКОВОДСТВО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МОНТЕССОРИ-РЕБЕНКА

 

Дорогой родитель!

 

Я хочу быть таким, как ты. Я хочу быть точно таким же, как ты, но я хочу достичь этого по-своему, в свое время, и благодаря моим собственным усилиям. Я хочу наблюдать за тобой и подражать тебе. Я не хочу тебя слушать, за исключением нескольких слов, и когда ты не подозреваешь, что я тебя слушаю. Я хочу биться изо всех сил, прикладывать великие усилия, трудясь над чем-то очень сложным, чем-то, чему я не могу научиться быстро. Я хочу, чтобы ты расчистил путь моим усилиям, обеспечив меня материалами и ресурсами, с помощью которых успех увенчает мои первоначальные трудности. Я хочу, чтобы ты наблюдал за мной, и замечал, не нужен ли мне инструмент получше, или более подходящий по размеру, не нужна ли мне лестница побольше и побезопаснее, или стол пониже, или контейнер, который я могу открыть сам, или полочка пониже, или снова четко продемонстрировать, как обращаться с этими предметами. Я не хочу, чтобы ты все делал за меня или подгонял меня, или жалел меня, или хвалил меня. Пожалуйста, веди себя спокойно и медленно покажи мне, как делать эту работу, только показывай очень медленно.

 

Я буду требовать, чтобы мне дали сделать все самому и сразу от начала до конца, ведь я видел, что ты это делаешь. Однако это не то, что мне в самом деле нужно. Прояви твердость и установи для меня границы. Мне нужно, чтобы ты дал мне только одну маленькую часть работы, чтобы я мог снова и снова ее повторять, до тех пор, пока не достигну в ней совершенства. Разбей для меня работу на части, которые, хотя и будут очень сложными, все же будут мне по силам, чтобы я повторял их неоднократно и, подолгу сосредотачиваясь, овладевал ими.

 

Я хочу думать как ты, вести себя как ты, иметь твои ценности. Я хочу достичь всего этого сам, прикладывая усилия, подражая тебе. Говори со мной медленно. Будь немногословен и мудр в речи. Двигайся помедленнее. Выполняй свою работу в замедленном темпе, чтобы я смог впитать мельчайшие детали и подражать тебе. Если ты доверяешь мне и уважаешь меня, создавая мою домашнюю среду и давая мне свободно с ней взаимодействовать, я буду чаще и с большей готовностью дисциплинировать себя и сотрудничать с тобой. Чем больше будешь ты дисциплинировать себя, тем больше буду я дисциплинировать себя. Чем больше ты будешь подчиняться законам моего развития, тем больше я буду подчиняться тебе.

 

Нам обоим очень повезло, потому что во мне сокрыт тайный план того, как стать таким, как ты. Мой тайный план двигает меня. Я чувствую себя спокойно и рад следовать ему. Он непреодолимо меня влечет. Если ты вмешиваешься в мою работу по осуществлению моего тайного плана и пытаешься по-своему заставить меня быть похожим на себя, и в то время когда ты захочешь и при помощи твоих усилий, я могу забыть о работе над своим планом и начать борьбу против тебя. Я стану воевать против тебя, и всего, что ты отстаиваешь. Такова моя природа. Это мой способ самозащиты. Ты можешь называть это целостностью.

В зависимости от типа моей личности, моя борьба с тобой будет более открытой, или более скрытной, более агрессивной или более пассивной. Огромное количество моей невероятной энергии, таланта и интеллекта будут потрачены впустую. Вероятнее всего ты, в конце концов, победишь, но я стану слабым подобием, плохой заменой или подделкой того, чем я мог бы стать, а ты в конце этой борьбы будешь очень утомлен. Пожалуйста, сними с нас обоих это напряжение, подготовь мою домашнюю обстановку так, чтобы я мог выполнять свою работу по сотворению человека, и ты сможешь заняться своей работой по воспитанию этого человека. Я буду делать то, что лучше получается у меня, а ты делай то, что получается лучше у тебя.

Я могу стать лучшим примером твоих лучших качеств и ценностей, и я буду проявлять их по-своему. Если ты заботливо и тщательно подготовишь для меня среду дома, будешь держать в порядке мои материалы и инструменты, и будешь всегда их налаживать, сможешь ясно и твердо установить пределы, позволишь мне долго и медленно работать над моим тайным планом, я буду совершать труд по развитию нового человека - меня! Я уже говорил тебе, что мне нужно, чтобы материалы были расставлены в каждой комнате? Мне нужно, чтобы их можно было бы быстро и легко достать, где бы я ни оказался в доме и в любом другом месте. Также мне нужно иметь возможность работать и играть рядом с тобой. Мне нужно заниматься с материалами рядом с той полкой, где они лежат, чтобы сформировать привычку класть их на место.

Мой тайный план развития самого себя должен полностью осуществляться руками, причем, моими двумя руками. Я прекрасный художник, ремесленник и мне нужны лучшие инструменты и расходные материалы. Не давай мне много бесполезных предметов, а всего лишь нескольких удобных материалов, целых и в хорошем состоянии. Переизбыток вреден, он отвлекает. Он нарушает мой творческий процесс. Я раздражаюсь из-за этого и перестаю идти на контакт с тобой. Я знаю: в это трудно поверить, но я развиваю свой характер, когда сам выбираю работу, которую проделываю самостоятельно в состоянии глубокой концентрации, это правда. Я не могу развить хороший характер, если у меня большое количество вещей и все в беспорядке.

Мой дом – это моя студия и моя мастерская, поэтому убедись, что в нем тихо и мирно. Поставь спокойную музыку, когда я бодрствую. Смотри телевизор только после того, как я уйду спать. Когда я проснусь, я сам смогу создать весь необходимый нам шум. Да, и мне нужно, чтобы все вещи лежали на своих местах. Я не могу выполнять мою работу хорошо, если вокруг беспорядок. Я не знаю, как навести порядок самому, хотя мне очень хочется, поэтому я хочу, чтобы ты наводил порядок, по крайней мере, три раза в день. Если ты будешь создавать порядок практическим и приятным для глаз способом, понятным для моего логического ума, я буду все больше и больше брать с тебя пример.

Со временем, когда мне будет шесть лет или около того, ты сможешь требовать, чтобы я убирал вещи на места, при условии, если будешь напоминать мне трижды в день до момента, пока мне не исполнится девять. Я не справлюсь с уборкой накопленного за весь день беспорядка, и тем более за неделю. И, конечно, я ни за что не смогу справиться с беспорядком, накопленным за целый месяц. Если ты отвлечешься и забудешь помочь мне убираться в течение дня, и беспорядок накопится, тебе придется самому убирать вещи в конце дня.

Мне не нравится быть таким требовательным, но мне важно, чтобы все мои материалы были организованы и расставлены по группам и в пределах моей досягаемости, чтобы я сам мог их достать. Если я все время буду просить тебя об этом, я буду себя чувствовать либо генералом, который отдает приказы, либо инвалидом. Остановись и подумай, ведь я в действительности начну играть одну из этих ролей. Никто из нас этого не хочет. Мне нужна независимость, так же сильно, как и кислород. Она развивает лучшее во мне. Время, которое ты потратишь, создавая мне подходящую среду, это время, которое ты сможешь сэкономить позже, не тратя его на разборки со мной из-за моего раздражительного, буйного и непокорного поведения.

 

Телевидение это большая помеха моему развитию. Извини! Я знаю, ты не хочешь слышать этого, но мне нужны руки для работы и мне нужно много времени для усвоения информации. Телевизор отвлекает меня от более важной деятельности и забивает мою голову больше, чем я могу усвоить. Читай мне книжки каждый день, потому что чтение это медленный процесс, и я успеваю усваивать информацию. Телевизор дает слишком много информации, и я не знаю потом, что с ней делать, поэтому я отключаюсь и становлюсь либо пассивным, либо буйным. Я знаю, ты можешь полагать, что некоторые программы полезны для меня, и я знаю, ты думаешь, что включая мне телевизор, ты сможешь насладиться заслуженным перерывом, но мы оба заплатим высокую цену за каждые полчаса просмотра.

Я не могу сопротивляться телевизору, для этого у каждого человека от трех до шести лет есть родитель, и для этого родители существуют. Телевизор делает меня невнимательным, раздражительным и конфликтным. Чем больше я смотрю, тем больше я хочу смотреть, и таким образом он создает проблемы между нами. Если ты сейчас не можешь сказать «нет» своей ежедневной привычке смотреть телевизор, с кого я возьму пример, чтобы развивать в себе силы отказаться от других вредных привычек позже? Кроме того, чем больше я смотрю телевизор, тем меньше я хочу походить на тебя. Ты помнишь, что я подражаю тому, чего вижу больше. Да, а еще будь осторожен с видео и компьютерными играми, которые я выпрашиваю у тебя и которые есть у всех моих друзей. В общем, я знаю, ты справишься!

Я, как правило, буду настолько поглощен своей работой и игрой, что не услышу тебя, если ты со мной заговоришь. Не ухудшай положение, говоря мне что-то на расстоянии или повторяя одно и то же. Просто опустись вниз на уровень моих глаз, привлеки мое внимание, посмотри мне в глаза, прежде чем начать говорить. Затем коротко, твердо и с уважением скажи то, что ты хотел сказать. Тогда ты избавишь нас обоих от бессмысленных страданий, если конечно не забудешь это сделать. Я знаю, что всегда помнить об этом будет нелегко, но если ты будешь упорным, то ты сможешь натренировать себя и сделаешь это своей привычкой. В конце концов, если ты не сделаешь того, что должен, то как можешь ты ожидать от меня, чтобы я делал то, что должен делать?

Если у тебя нет времени или сил, или (мне неудобно об этом говорить)самодисциплины, чтобы выполнить то, о чем ты говоришь, тогда лучше не говори ничего. Пустые угрозы и обещания вызывают во мне презрение к тебе. Ты выглядишь глупым, деспотичным и слабым. Я знаю, что иногда я веду себя так, будто хочу править миром, но это всего лишь напускная бравада. Мне, в действительности, нужен родитель, чтобы управлять моим миром. Если я не могу полагаться на твои слова, когда ты их говоришь, то я не могу доверять тебе, и это заставляет меня чувствовать себя глубоко неуверенным и идти на крайние меры. Это меня очень пугает, потому что я сильно тебя люблю. Мне нужно уважать тебя и доверять сказанному тобой, зная, что ты на самом деле имеешь в виду то, что говоришь. Ты - самая важная часть моего домашнего окружения.

 

Ты будешь рад услышать, что часть моего тайного плана заключается в том, чтобы помогать тебе по дому и вокруг него. Но это случится не тогда, когда у тебя есть время или подходящее настроение, или даже когда тебе по-настоящему пригодилась бы помощь. Это произойдет тогда, когда это интересно мне. Извини, что я не могу быть гибким в этом вопросе. В конце концов, именно я отвечаю за создание человека. А ты просто воспитываешь его. Я думаю, что, возможно, это тебе не поможет, по крайне мере не сразу и не напрямую. Это будет вызовом для тебя. Мне нужно дать материалы нужного размера, заботливо показать, как их использовать, и дать много времени и терпения.

Как только я, работая над определенным навыком, смогу отточить его до такой степени, что смогу действительно принести тебе пользу, я почувствую, что начинаю уставать от этого занятия и решу больше не возвращаться к нему. В этот момент я захочу заняться новой работой, которая потребует от меня гораздо больше навыков и знаний, и тебе придется начать все сначала и обновить мои материалы и среду. Такое будет происходить примерно раз в неделю в течение следующих шести лет и займет много твоего бесценного времени, которого и так всегда не хватает. Хотя в долгосрочной перспективе это будет большая подмога тебе, потому что я буду чувствовать себя настолько включенным в наши домашние дела и в жизнь нашей семьи, что стану гораздо более разумным и буду идти тебе на встречу в вопросах относительно ценностей и правил, которые приняты в нашей семье. У меня также будет много навыков, способностей, независимости и самодисциплины к тому моменту, когда мне исполнится девять, что будет разумно ожидать от меня выполнения моих обязанностей по хозяйству. У меня будет развито послушание.

Я знаю, что у меня большие потребности, и их много. Я знаю, что прошу у тебя многого, но ты это все, что у меня есть. Я люблю тебя и знаю, что ты безумно и сверх всякой меры любишь меня. Если я не могу рассчитывать на тебя, на кого я могу рассчитывать? Но давай не будем обманывать друг друга. Не обязательно все должно быть безупречным. Я силен и тверд. Я все переживу и сделаю все наилучшим образом. Просто я подумал, что тебе понравится это чтение для родителей детей младшего возраста, посещающих школы Монтессори. Ты бы мог сделать ближайшие три года более радостными для нас обоих, заботясь обо мне в соответствии с моими потребностями. Слушай, может быть, договоримся хотя бы на том, что ты постараешься удовлетворить 50% моих потребностей? Ну ладно, я соглашусь и на 25%.

С любовью, крепко обнимаю, и целую,

Твой ребенок в возрасте от трех до шести лет

 

P.S. Я знаю, что мне очень повезло. Не многие дети имеют родителей, которые будут действительно слушать их и обращать внимание на их потребности, а не просто поддаваться их плачу и истерике. Может быть, такие родители боятся, что дети разлюбят их. Может быть, они боятся, что их дети не будут популярными среди сверстников

Чем больше я смотрю телевизор, тем больше я буду жаловаться на скуку, потому что я постепенно потеряю свою природную тягу следовать за своими сензитивными периодами, - определенными стадиями моего развития, когда я чувствую стимул к определенным видам деятельности. Без вмешательства телевидения, неугомонное чувство моей творческой неудовлетворенности побудит меня исследовать мое окружение и остановить внимание на какой-то деятельности, концентрироваться на ней и снова и снова заниматься ей. Под влиянием телевидения, этот беспокойный дух превращается в капризного монстра, скуку, что мучает тебя и меня, истощает наши с тобой отношения, и заставляет нас обоих приносить в жертву мое развитие.

 

Донна Брайант Герц, блог www.mariamontessori.com, 2011

перевод выполнен Montessori School of Moscow, www.mosmontessori.ru, 2012

 

 

 

 

Social Like
Расширения для joomla

Отзывы

Здесь можно оставить свой отзыв или вопрос о тренинге

Цитаты Монтессори

"Наши школы полны жизни. Понимание того, что делают старшие, наполняет младших энтузиазмом. А старшие дети рады возможности научить тому, что они знают. Отсутствуют комплексы неполноценности, зато через взаимный обмен духовной энергией каждый достигает здоровой нормы".


(Мария Монтессори «Впитывающий разум ребёнка», глава 22: "Социальное развитие")

Social Like
Расширения для joomla
KA Facebook Fanbox 1.1



Powered by Joomla!®. Designed by: cheap reseller hosting reseller cpanel hosting Valid XHTML and CSS.